Проблема: ребенок и компьютер

Дети↔компьютер↔родители — взрывоопасная смесь, не располагающая к сотворению возлюбленной богом троицы. Компьютер — устройство, предназначенное для обработки данных и всяческих вычислений. С этого сухого определения из Википедии можно начать увлекательную дискуссию в среде зануд, но из него невозможно понять гипнотическую силу «безобидного» устройства, затягивающего в свою паутину детей. Головная боль родителей обычно связана с недостатком информации о способах «спасения» своего ребенка, хотя шаги по его освобождению из компьютерного «плена» не так уж сложны.

 

Дети и компьютер

 

Шаг 1. Что дает компьютер ребенку

Ошибка родителей в том, что они пытаются лишить школьника игрушки (компьютер, планшет), не понимая ее ценности. Насильственное ограничение доступа к компьютеру — откровенная демонстрация родительской власти. Подросток бы плюнул в лицо такому диктатору, а ребенок младшего школьного возраста (7–10 лет), скорей всего, подчинится. Но позиция подчинения может негативно сказаться на будущей карьере школьника: привитая привычка подчиняться, ощущение второсортности, избегание руководящих должностей. Мудрые родители в первую очередь обращают внимание не на игрушку, а на свое чадо, «прилипшее» к этой игрушке. Понимание, что компьютер удовлетворяет какую-то детскую потребность, дает ребенку что-то важное позволяет перейти к следующему шагу.

Шаг 2. Конкретные занятия и увлечения

Занятия у компьютера весьма вариативны: онлайн-игры, чтение комиксов, просмотр видео, флеш-игры, общение в социальных сетях и т. д. Возрастные рамки практически нивелированы, что служит дополнительным мотивом в «прилипании» к компьютеру. На втором шаге необходимо тактично, без осуждения, разузнать, каковы конкретные увлечения. Что нравится? Чем/почему это нравится? Настрой вопросов должен быть благожелательным, беседа — походить не на допрос, а заинтересованное слушание рассказа ребенка. Любое увлечение или страсть — поток детской энергии. Ее нужно не блокировать, а умело перенаправлять в более развивающее русло. Готовых рецептов для родителей нет. Нужно иметь хоть немного педагогического таланта и хорошо знать своего ребенка.

Шаг 3. Поиск и реализация альтернатив

Любое отнятое удовольствие должно быть замещено другим удовольствием. Иначе жизнь превратится в скучную череду событий, только повышающих желание погрузиться в виртуальный мир. Начинать стоит с налаживания контакта — глаза в глаза и тактильного. Это одно из главных преимуществ реального мира над виртуальным. Только так можно пробудить в ребенке желание общаться не в сети, а в живую; сочинять музыку не с помощью компьютерной мыши, а через соприкосновение с клавишами фортепиано; бегать не по виртуальной местности онлайн-игры, а по улицам родного города. Практически у любого компьютерного увлечения есть аналог в реальной жизни. Задача родителей — найти такой аналог и увлечь своего ребенка исследованием просторов окружающего мира.

 

Ребенок, компьютер, родители

 

Ребенок у компьютера не проблема, а шанс для родителей больше узнать про увлечения своего чада.

И вспомните, как все начиналось. Компьютер не прилетел с Марса. Игры в него сами не попали: ежемесячно в интернете ищут (в зоне .ru) игры 13 000 (±) человек, и только около 1000 интересуются, сколько времени ребенку можно проводить за компьютером. Люди ищут даже игры для детей от года (!).  Сначала говорим: «Иди, милый, поиграй, маме некогда», — а потом хватаемся за голову, когда ребенок (отверженный, просим учесть) нашел себе замену тому, чего остро не хватало. Сейчас будет грубое, но абсолютно точное сравнение: наркоманов лечат путем замены одного средства другим, не вызывающим столь острых ломок, — у ребенка, обреченного природой на безусловную слепую любовь к родителям острые ломки вызывает родительское равнодушие, и компьютер — то самое средство. Верните ребенку положенное — ваши любовь и внимание, и эрзац не понадобится. Не перекладывайте на слабые детские плечи свои вину и ответственность, вводя жесткие неаргументированные запреты.