Первые проблемы ребенка в школе, первые испытания и стрессы

В воображении взрослых испытания часто ассоциируются с экстремальными приключениями, потерями, неразрешимыми бытовыми проблемами. Для ребенка испытание — это любые изменения в привычной жизни, к которым нужно приспосабливаться. Первый шаг за порог школы — это кризис, переход от безусловной заботы и любви матери к самостоятельным поступкам и решениям. Формы родительской поддержки ребенку младшего школьного возраста также должны меняться в такт его взрослению.

От индивидуальности к норме

В дошкольном возрасте все близкие поощряют в ребенке уникальные проявления, трепещут над каждым словом. В младшем школьном возрасте малыш попадает в среду сверстников, где к детям предъявляют новые требования, задают нормы. И руководит всем не мама, а умная тетя, требующая соблюдения всех правил поведения. Первостепенная задача учителя — привить дисциплину, поскольку без нее невозможно обучать детей новому. Это первое переживание ребенком стресса в школьной среде. Задача мамы не конкурировать с первым учителем (не критиковать), а доступным языком объяснять разницу между школой и семьей. В семье дают поддержку, признание, замечают индивидуальность. В школе дают знания, обучают поведению в социуме, прививают самодисциплину, необходимую для достижения целей.

 

Дети за партами

 

От игры к учебной деятельности

Конфликт между игровой и учебной деятельностью свойственен не только детям — он тревожит и взрослых. Если у детей книги «противостоят» машинкам/куклам и планшетам, то у взрослых работа конкурирует с играми иного характера. Внутри каждой личности происходит противостояние между волевым «надо» и эмоциональным «хочу». Маленькая личность находится только на ранней стадии взросления, а потому покоряться внутренним волевым наставлениям ей сложно. Родителям стоит постепенно приучать свое чадо выполнять нужные мелкие дела, обязательно попутно объясняя смысл заданного дела. Нельзя забывать и про развлечения, но их насыщенность стоит ограничивать временем. Задача такого ограничения не контроль над ребенком, а планомерное развитие чувства ответственности и ощущения времени.

 

Дети в школьной форме

 

От семейного уюта к стрессогенному обществу

Личностное развитие происходит за счет чередования зоны комфорта (безопасность) и зоны дискомфорта (стресса). Преобладание зоны комфорта ведет к ожирению, лени и чувству безразличия. Преобладание зоны дискомфорта ведет к нервозности, агрессивности и гиперактивности. Уже в детском возрасте происходит чередование этих зон, формирующее характер ребенка. Переход от семейного уюта к стрессогенному обществу может нарушить баланс. Чрезмерно закрытые дети обычно замыкаются в зоне комфорта и боятся взаимодействовать с окружающими. Гиперактивные и агрессивные дети наоборот – легко контактируют с внешним миром, но не ощущают заботы и тепла. Родительская поддержка для таких разных детей будет отличаться. Замкнутым стоит помогать делать первые шаги в мир и выслушивать их страхи, гиперактивным — давать тепло и заботу в момент их остановки, когда у ребенка уже нет сил бегать и каламбурить. Такая поддержка сгладит «острые углы характера» школьника и поможет ему сосредоточиться на усвоении знаний.

У детей свои испытания. Их сложно пройти без чуткой родительской поддержки.

Автор: Сергей А., психолог