Привязанность ребенка к взрослому: понятие, признаки, виды

Привязанность ребенка к наиболее близкому взрослому — одно из самых важных психических приобретений на первом году жизни. Это длительная во времени эмоциональная связь, придающая малышу уверенность, помогающая взаимодействовать с миром предметов и людьми, входить в социум.

 

Привязанность ребенка к взрослому

 

Когда формируется привязанность

Способность устанавливать привязанность у младенцев врожденная.  С рождения ребенок направляет взгляд, призывает к себе находящегося рядом. Примерно с трех месяцев его сигналы к общению принимают положительную эмоциональную окраску и направлены к тем, кто чаще заботится о нем. К полугоду проявляется один из признаков привязанности — опора на наиболее важного человека. Она состоит в потребности общаться и быть в безопасности, находить встречный ответ. К году у ребенка формируется образ матери и способ эмоционального и поведенческого реагирования на нее.

Объект и признаки явления

Выбор объекта привязанности неоднозначен. Чаще всего это мать, или отец, или кто-то заботящийся о ребенке. В разных социальных ситуациях объектом может стать воспитатель, няня. Поэтому корректным будет и такое соотношение, как «ребенок — заботящийся о нем», а не только «ребенок — мать».

Признаки привязанности:

  • самый важный человек лучше других может успокоить, утешить;
  • к нему ребенок обращается в поисках душевного тепла, эмоционального общения чаще, чем за удовлетворением других потребностей;
  • реакция на разлуку — негативная;
  • в присутствии этого человека ребенок реже, чем с другими, испытывает страх и чаще – ощущение безопасности.

Привязанность формируется к тому, кто заботится о малыше ежедневно, ухаживает за ним, когда он болен, расстроен, испуган. Качество привязанности зависит от отношения взрослого к ребенку. Из всех педагогических ролей взрослого роль объекта привязанности — самая важная в формировании социальной и эмоциональной сторон жизни ребенка.
Малышу не так важно, кто будет кормить, играть с ним, устанавливать границы поведения или обучать новым навыкам, хотя именно в таком общении с взрослым формируются эмоциональные нити. Главное — ощущение спокойствия и безопасности, возможности исследовать мир.
Важно: привязанность не зависимость.

Виды привязанности

Зарубежные и отечественные исследователи в области психологии выделяют 4 типа:

  1. Надежная.
  2. Ненадежная, избегающая.
  3. Ненадежная, небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.
  4. Ненадежная, небезопасная привязанность дезорганизованного типа.

В формировании надежной безопасной связи велика роль заботящегося о ребенке взрослого. Отношения основаны на чувствительности к запросам малыша, быстрых и адекватных реакциях на сигналы, выражении положительных эмоций, постоянной поддержке. Это ровные и гармоничные взаимоотношения. Ведущими являются проявление любви и последовательность в реакциях. В будущем дети ведут себя уверенно, не боятся допустить ошибку.

Небезопасная привязанность, выстраивающая избегающую модель поведения ребенка, формируется при непоследовательности поведения взрослого, зависимости от настроения, нетерпеливости, эгоцентричности. Итог игнорирования детских запросов: маленький человек предпринимает попытки привлечь к себе внимание крайними способами — плачем, криком, цеплянием за мать, истерикой. Результат избегающе-ненадежной модели — озлобленность и мстительность.

Непоследовательность и нечувствительность взрослого, высмеивание и игнорирование забот малыша даже при относительной организованности совместной жизни могут привести к образованию тревожно-сопротивляющегося типа привязанности. Чрезмерная опека, избыточная стимуляция эмоций у ребенка вопреки его желаниям — другая крайность, чреватая избеганием общения и контакта со стороны маленького человека. Подрастая, ребенок накапливает тревожность, страх к незнакомцам.

Пренебрежение интересами ребенка, жестокость, постоянный депрессивный фон настроения матери приводит к развитию дезорганизованной небезопасной привязанности. Она также имеет место там, где взрослый копирует неблагоприятную модель, испытанную в детстве на себе. Дети оказываются перед дилеммой: эмоциональный защитник одновременно является источником страхов и стресса. В дальнейшем они столкнутся еще и с трудностями контроля, агрессивным поведением, отказом от взаимодействия.

Ненадежная привязанность не доставляет ребенку морального удовлетворения. Такая связь носит скорее патологический характер, она способна нанести вред психическому здоровью. Задача родителей, воспитателей, всех тех, кто так или иначе является источником эмоционального комфорта для маленького человека, в том, чтобы максимально повлиять на формирование здоровой надежной привязанности к себе.

Формирование надежной привязанности

Как сформировать надежную связь с малышом:

  • Реагировать на плач ребенка быстро.
  • Научиться успокаивать малыша, когда ему больно, страшно, грустно, постоянно делать это в схожей манере.
  • В уместной ситуации повторять: «Я люблю тебя».
  • Давать возможность ребенку выразить негативные эмоции, успокоить и заверить, что он все равно любим.
  • Сопереживать маленьким расстройствам, поддерживать малыша и хвалить за небольшие с точки зрения взрослого, но существенные с точки зрения детей достижения.
  • С рождения разговаривать с младенцем спокойным голосом, рассказывать, чем занята мама, комментировать свои действия, читать книги.
  • Если ребенок — искусственник, кормить его не на дистанции (в кроватке, коляске, люльке), а держа на руках, ласково разговаривая. Полезно даже подражание детскому лепету, простым звукам и слогам.
  • Придерживаться единой стратегии независимо от возраста ребенка.

В развитии неосязаемой категории «привязанность» есть место и понятию «поздно». Если допускать ошибки в обращении с малышом, возможно возникновение расстройства привязанности. Оно заметно с возраста 8 месяцев — это плач при расставании со значимым человеком и долгое успокоение при его возвращении, боязнь чужих людей, тревожность и другие признаки, свойственные ненадежным связям. Замечать признаки формирования привязанности и поддерживать их своим отношением, значит воспитывать в ребенке уверенность, отсутствие страха. И начинать лучше с рождения.

Автор: Анна Амелина, старший психолог.

Статья подготовлена по материалам Национального биотехнологического центра США, Национальной медицинской библиотеки США, Национального института здоровья США (National Center for Biotechnological Information, NCBI, United States National Library of Medicine, NLM, National Institutes of Health, NIH; www.ncbi.nlm.nih.gov).