Переживание цепкого чувства страха свойственно всем возрастам, но именно во взрослеющей личности оно свирепствует наиболее болезненно. Недаром говорят, что все взрослые страхи тянутся с детских лет. Особый след оставляет страх новых контактов, порождающий замкнутость и негативно влияющий на адаптацию в социуме.
Опыт взаимодействия
У ребенка дошкольного возраста любое новое взаимодействие сопровождается легким стрессом. Пристальное рассматривание незнакомца — это неосознанное желание снизить тревогу. Далее ребенок решает взаимодействовать или нет. При положительном решении происходит первый опыт контакта с незнакомым взрослым или сверстником. Успех контакта характеризуется простыми эмоциями и чувствами: радостью, симпатией, удовольствием. Неудачный контакт завершается быстро, после него остаются обида и испуг.
Задачи родителей:
- одобрять детское желание взаимодействия,
- поддерживать при неудачном контакте,
- закреплять с помощью разговора опыт удачного контакта.
Родительские стереотипы
Формы взаимодействия с окружающим миром в каждой семье передаются из поколения в поколение. Малыш видит, слышит и чувствует всё, что происходит между родителями. При знакомстве с миром он использует стереотипы (устойчивые формы поведения) папы и мамы, чтобы снизить свою тревогу. Распространенные родительские стереотипы: «никому нельзя верить», «все ищут только выгоду для себя», «никого твои проблемы не интересуют», «ты никому не нужен/нужна». Ребенок может не понимать смысла шаблонных фраз, но эмоциональный фон родителей он улавливает (агрессию и страх), постепенно перенимая и копируя родительское поведение.
Задачи родителей:
- говорить при ребенке о позитивном взаимодействии с другими людьми;
- приглашать на праздники друзей и родственников, чтобы малыш находился в благоприятном эмоциональном состоянии в кругу малознакомых людей.
Неуверенность в себе
Детская неуверенность в себе формируется от недостатка любви и поддержки со стороны родителей. Даже если мама считает, что она холит и лелеет свое чадо, но он этого не чувствует, будет формироваться неуверенность. Нарушенное чувство безопасности ведет к страху проявлять себя в мире и контактировать с другими. Ребенок при каждом новом потенциальном контакте будет «предвидеть» отвержение. Поведение таких детей будет разнообразным: от глубокой замкнутости и необщительности до чрезмерной агрессивности и жестокости. Родительская гиперопека со стороны выглядит благоприятнее, но результат для ребенка дает тот же: семья — крепость, а внешний мир — кодла захватчиков и врагов, причиняющих боль.
Задачи родителей:
- не говорить о «злом дяде», забирающем капризных малышей;
- больше слушать детские истории о внешнем мире, а не рассказывать свой опыт;
- проявлять любовь и оказывать поддержку ребенку так, чтобы он это замечал и чувствовал.
Малыш всегда переживает тревогу во время новых контактов. Задача мамы проста — любить и слушать рассказы о новом опыте своего ребенка.
Автор: Сергей А., психолог