Интеллект и самосознание — основные преимущества человека. Если в животном мире кто сильный, тот и вождь, то у людей все несколько сложнее. Люди создали социальную среду, но главная предпосылка — превосходство над себе подобными — не изменилась. Ложь — порождение социальной среды. Арсенал хитростей ребенка младшего школьного возраста еще только формируется, но уже начинает нервировать родителей (нормально переносящих вранье, в том числе собственное, но почему-то не от детей). Ребенок пока далек от жизненных каверз (хотя детский социум — всегда слепок, калька с взрослого) — почему же он врет?
Жажда признания
Ребенок 7-ми лет еще не понимает глубинного смысла признания близких, но уже старается его заполучить. Признают — значит замечают, значит «Я есть». Не признают — не замечают, значит, меня для родителей и сверстников нет. Эта простая закономерность подкрепляется тем, что родители хвалят (признают) за хорошие поступки, за достижения. Неудачи, промахи и плохие отметки подвергаются критике, воспринимаемой детским сознанием как отвержение. Как взрослые красиво рассуждают о лжи во благо, так и ребенок начинает врать ради получения родительской любви.
Задачи родителей:
- давать признание как успехам, так и неудачам;
- делиться своим опытом жизни в младшем школьном возрасте.
Стыд
Широко распространенный метод воспитания по принципу «кнута и пряника» процветает и по нынешний день в семьях. Естественно, что взрослеющий малыш чаще хочет получать «пряник», всячески избегая «кнута». Можно чудесным образом превратиться в золотого мальчика/девочку, но куда проще научиться врать. Стыд — одно из самых неприятных по переживанию чувств: физическое оцепенение, покраснение лица, желание провалиться под землю. Детская ложь — метафорический предохранитель от болезненных переживаний стыда. Многие взрослые ничем не отличаются от детей.
Задачи родителей:
- ценить ребенка не за хорошие/плохие поступки, а за то, что он есть;
- доступно рассказывать о чувстве стыда, делиться личными переживаниями.
Легкий путь к желаемому
Последние исследования психологов говорят, что детская ложь — признак раннего интеллектуального развития ребенка. Вранье не порок, обязательный к искоренению, а ценный навык адаптации в агрессивной среде. Такой интеллектуально развитый ребенок будет тренироваться врать на родителях, пытаясь легким путем заполучить желаемое (подарок, вознаграждение). В воспитании детского таланта возникает больше вопросов, нежели ответов. Разоблачать ли искусное вранье? Прививать ли ребенку правдолюбие? Искоренять порок или развивать талант?
Задачи родителей:
- обсуждать с ребенком преимущества и недостатки лжи;
- демонстрировать ценность честности на личном примере;
- играть с ребенком в интеллектуальные игры.
Детское вранье подобно взрослой лжи. Отличие лишь в том, что взрослые в совершенстве владеют мастерством, только постигаемым детьми. Легкий путь к желаемому приятен всем.
Автор: Сергей, психолог