С точки зрения воспитания подростковый возраст считается самым проблемным и сложным. Ранее послушные мальчики и девочки становятся неуправляемыми, проявляют негативизм и отказываются выполнять безобидные просьбы родителей. Школьные учителя часто усугубляют проблему, прося отца или мать усмирить бунтующего подростка, тем самым подливая масла в огонь. Среднестатистический отец пытается изменить поведение ребенка, а мать — залезть в душу с помощью навязчивых расспросов о чувствах и переживаниях. Начинать же следует с изучения причин подросткового протеста.
Протест подростка в семье
В семье — самоорганизующейся системе — живут устоявшиеся традиции и нормы. Все члены семейства сознательно или неосознанно подчиняются правилам, образуя целостное «мы». Протест подростка обусловлен жаждой отделиться от «мы» и проявить свое «Я». Эта жажда провоцирует главу семейства на обвинение отделяющегося подростка в эгоизме или эгоцентризме. Подобные обвинения вызывают у бунтаря ощущение взросления. Это классический пример позитивной стороны конфликта, когда он не разрушает личность, а дает ей толчок для развития. Если, гипотетически, отобрать у подростка возможность протестовать, он застрянет на уровне послушного младшего школьника. Польза конфликта ощутимее в однополых противостояниях: отец — сын, мать — дочь.
Зона развития для сына: заметить сходства/различия с отцом, осознать зарождающуюся мужскую часть, первые пробы совершения мужских поступков.
Зона развития для дочери: заметить сходства/различия с матерью, ощутить свою женственность, переживание первой влюбленности.
Конформизм в среде сверстников
Сверстники в подростковом возрасте — референтная группа, «заменяющая» семью. Если в семье все стабильно, предсказуемо и скучно, то в среде сверстников непредсказуемо, конфликтно и весело. Бунтарю легче найти общий язык с такими же бунтующими. Из ярого конфликтера в семье подросток превращается в конформного члена неформальной группы одногодок. Он с удовольствием вливается в любые субкультуры, присоединяется к осуждаемым социумом неформальным сообществам. Подростки в группе протестуют не против устоя конкретной семьи, а против общественных норм и догм. Это попытки найти свое место в обществе через отрицание устоявшихся правил. Менять мир легче вместе с единомышленниками, нежели в одиночку. Неудачные попытки изменить общество дают ценный опыт противостояния социальной системе. В будущем ребенку, пережившему это противостояние, будет легче определиться с профессией, найти увлечения по душе, создать семью, взаимодействовать с незнакомыми людьми.
Рекомендации родителям:
- замечать, но не подавлять подростковый бунт;
- оказывать поддержку, когда о ней просят;
- не бояться вступать в конфликт с сыном/дочерью и стараться передавать свой жизненный опыт через этот конфликт;
- помнить о личном опыте переживаний подросткового возраста.
Автор: Сергей А., психолог