FASD: последствия употребления алкоголя беременными

К фетальным нарушениям алкогольного спектра относят группу состояний, возникающих у плода, ребенка вследствие тератогенного воздействия алкоголя в пренатальный период. Они проявляются в виде физических отклонений, когнитивных дисфункций, влияющих на поведение и обучаемость. Как правило, встречается сочетание нескольких расстройств.

Алкоголь и здоровье женщины, скрытые риски алкоголизма
Опубликовано
Читать

Более половины беременностей являются незапланированными. Предотвратить развитие нарушений просто — не употреблять алкоголь, начиная с периода ВОЗМОЖНОГО зачатия, планирования ребенка и до окончания кормления грудью, а также в период активной половой жизни без эффективной контрацепции, когда вероятность зачатья высока. Статистически женщины остаются в неведении о своем положении от 4 до 6 недель и не меняют привычки, что значительно осложняет ситуацию.

 

Женщина пьет вино

 

Классификация

Впервые алкогольные нарушения плода были выделены в отдельный класс заболеваний (FASD) в 1973 г. В зависимости от дефектов и симптомов в него вошли:

  1. Фетальный алкогольный синдром (ФАС). Наибольшая часть всего спектра расстройств, включающая наиболее тяжелые состояния. (Прим. — Fetus с лат. «зародыш», «потомок»). Проявления: аномальные черты лица, проблемы с ростом, центральной нервной системой. Дети с ФАС имеют сложности с обучением в школе, общением со сверстниками, плохо запоминают информацию, часто у них плохое зрение и слух. Экстремальные последствия воздействия приводят к смерти плода с ФАС при тяжелых структурных нарушениях развития эмбриона.
  2. Ассоциированные с алкоголем врожденные пороки развития (ARBD). Проявления: заболевания сердца, почек, костей, проблемы со слухом. Часто встречается сочетание нескольких дефектов развития.
  3. Алкогольные нарушения нейроразвития (ARND). Проявления: умственная отсталость, проблемы с обучением в школе (точные науки), проблемы с памятью, вниманием, самоконтролем, оценкой событий. Понятие «эмбриональные алкогольные эффекты» (ЭАЭ, FAE) Академия медицины США упразднила в 1996 году, выделив два отдельных термина — ARBD и ARND, упомянутые выше.
  4. Нейроповеденческие расстройства, связанные с пренатальным воздействием алкоголя (ND-PAE, включены в «Диагностическое и статистическое руководство по психическим болезням» в 2013 году).
ND-PAE: нейроповеденческие расстройства, связанные с пренатальным воздействием алкоголя
Опубликовано
Читать

У детей и подростков с ND-PAE наблюдаются:

  • сложности с планированием, мышлением, проблемы с запоминанием материала;
  • отклонения в поведении: немотивированная смена настроения, истерики, раздражительность, рассеянность и проблемы с переключением внимания;
  • проблемы в повседневной жизни: купание малыша и одевание происходят с трудом, возникают сложности в играх с другими детьми.

ND-PAE развивается, если мать ребенка употребляла более 13 ст. объемов (1 ст. объем — 14 г спирта, содержащегося в напитке любой крепкости) алкоголя за один месяц беременности, или регулярное употребление составляло более двух объемов (две бутылки пива) за один прием.

Диагностика

Не существует конкретного теста для постановки FASD, а широкий спектр симптомов и проявлений схож с другими заболеваниями (синдром Вильямса, синдром дефицита внимания), что затрудняет постановку диагноза. Экспертами пока разработано руководство по диагностике ФАС. Ведется работа и по составлению диагностических критериев для других подтипов FASD.

Диагностические признаки ФАС:

  1. Аномальные черты лица: сглаженный продольный желобок между верхней губой и носом; тонкая верхняя губа; внешне более широкие глаза — расстояние между внутренним и внешним углами ниже нормы.
  2. Рост, вес ниже среднего, иногда оба критерия сразу. Несоответствия диагностируются часто уже на стадии УЗИ-исследования плода. Рост, вес стабилизируются в большинстве случаев с возрастом.
  3. Нарушения в развитии центральной нервной системы — головного и спинного мозга.

Дефекты нейроразвития сказываются на движениях, общении, учебе, социальной адаптации. Выделяют три категории:

  • структурные нарушения: небольшой размер головы, черепа в соотношении с весом и ростом человека (значительные изменения определяются на МРТ и КТ);
  • неврологические отклонения: плохая координация движений, мышечный контроль, например слабый сосательный рефлекс у младенца;
  • функциональные нарушения.

Отклонение показателей ребенка от ожидаемой в его возрасте нормы (успеваемость в школе, общее развитие) лежит в основе диагностики ФАС. Характерные функциональные расстройства:

  • когнитивные расстройства: низкий IQ, если возраст позволяет дать оценку; отставание в развитии, наглядное различие вербальных и невербальных навыков общения, замедленная реакция, сложности со счетом, математикой;
  • сниженная способность к целенаправленной деятельности (дефицит исполнительных функций): плохая самоорганизация, планирование, заниженное торможение при возбуждении нервных центров, неспособность применять новые знания, делать что-то непривычным способом, сложности с выполнением пошаговых инструкций;
  • задержки моторной функции, ее развития: остановки при ходьбе (общая моторика), проблемы при письме, рисовании (мелкая моторика), неуклюжесть, тремор, нарушения координации рук и баланса тела;
  • рассеянность внимания и гиперактивность: ребенок характеризуется как чрезмерно активный, невнимательный, с трудом успокаивается, переключается с одной задачи на другую, родители отмечают периодичность — в определенные дни он более беспокоен и возбужден, чем в другие;
  • проблемы с социальными навыками: страх перед незнакомцами, дружба с младшими по возрасту, незрелость, в дальнейшем — проявление отклонений в сексуальном поведении, низкий уровень эмпатии, понимания того, что испытывают окружающие;
  • другие проблемы: затруднение в чтении эмоций собеседника, его мимики; трудности с воспитанием из-за непонимания причинно-следственной связи; гиперреакция на прикосновения, повышенная чувствительность вкуса.

Факт пренатального употребления алкоголя матерью — наиболее важный диагностический критерий для подтверждения ФАС, но в случае наличия многочисленных отклонений он не требуется для постановки диагноза. На изображении показаны опасные временные отрезки 38-недельного периода беременности, когда возникают врожденные дефекты развития. Точкой обозначены области возникновения нарушений.

 

Риски для плода

 

Лечение и профилактика

ФАС не лечится, можно лишь скорректировать и улучшить некоторые поведенческие аспекты и физические дефекты. У разных детей и подростков симптомы редко совпадают, варьируясь в пределах легкой и тяжелой форм. От этого и зависят подходы в терапии.

Ранняя диагностика

При раннем обнаружении симптомов для ребенка высока вероятность более полного освоения ключевых навыков. Помощь заключается в проведении мероприятий, помогающих ребенку лучше ходить, разговаривать, взаимодействовать с другими:

  • работа с логопедом — ее следует начинать без постановки формального диагноза;
  • использование технических средств реабилитации (слуховой аппарат, ортопедические приспособления);
  • трудовая терапия;
  • обучение в специальных учреждениях образования;
  • физиотерапия.

Детям важна любящая атмосфера в семье, отсутствие изменений в привычном образе жизни. Поддержка общества и семьи помогает в предупреждении асоциального поведения в будущем.

Лечение у профильных врачей согласно медицинским показаниям

Варианты лечения зависят от симптоматики. Рекомендуется генетическое исследование, обязательна работа с психологом, неврологом.

Медицинские препараты

Препараты не лечат ФАС, лишь ослабляют проявления некоторых симптомов, помогают справиться с повышенным уровнем эмоционального возбуждения, повышают концентрацию, облегчают депрессивное состояние. Назначают:

  • стимуляторы — при поведенческих отклонениях, гиперактивности, неспособности концентрироваться;
  • антидепрессанты — при проблемах со сном, апатии, агрессивном поведении, раздражительности;
  • нейролептики — при тревожном расстройстве, проблемах с контролем эмоций;
  • успокоительные препараты — для облегчения симптомов тревоги, панического расстройства.

Поведенческая терапия, специальная образовательная программа

Начинать специальную программу обучения желательно до трехлетнего возраста, состояние должно быть определено до 6 лет. Участвовать необходимо только в утвержденных государством программах для детей с FASD.

Работа с родителями

Дети с ФАС могут не поддаваться воспитанию стандартными методиками. Обучение родителей, информирование их об особенностях заболевания помогает справиться с психологической нагрузкой, улучшает процесс интеграции ребенка в социум. Семья должна принять ребенка, понять его сильные и слабые личностные стороны.

Альтернативные методы терапии

Некоторые подходы нетрадиционной терапии могут показывать неплохие результаты, однако консультация с врачом перед их применением — непреложное правило. Детям с FASD рекомендованы:

  • занятия йогой,
  • тренинги для развития аудитивных навыков,
  • релаксационная терапия,
  • пет-терапия с участием животных,
  • прием укрепляющих витаминных и травяных комплексов.

Педиатры должны учитывать FASD, осматривая детей с проблемами развития, успеваемости, поведения. Дети с серьезными медицинскими или поведенческими отклонениями нуждаются в специфическом уходе и наблюдении. В диагностировании важна осведомленность женщин о синдроме, проведение регулярных скрининговых исследований.

Статья написана по материалам CDC (Национальный центр по контролю и профилактике заболеваний, www.cdc.gov, 1600 Clifton Road Atlanta, GA 30329-4027 USA).

Автор — Андрей Веренич, врач-иммунолог.