Триумф шпона и фанеры

Триумф шпона и фанеры предсказать было бы сложно. Эти материалы — производные дерева — были всегда вторичными, подсобными и скучными (еще сохранился в памяти шпон отделки общественных помещений советских времен, навевавший уныние своим однообразием). Производители мебели использовали шпон экзотических пород, декорируя им распространенную древесину с целью удешевления продукции при сохранении благородного вида, но особого признания метод не нашел: тот же результат получают при помощи пропиток, морилок и прочих ЛКМ, коих множество, а это еще дешевле. Однако стоило предметным дизайнерам обратить на материалы внимание, как и шпон и фанера преобразились, вступив в новую фазу бытия благодаря своим свойствам: гибкости, позволяющей создавать причудливые формы, прочности и естественной, природной эстетической привлекательности. Дизайнеры получили колоссальные возможности, а мы — новую тенденцию в оформлении интерьера.

Шпон в интерьере

На фото внушительная инсталляция Magnus Celestii — огромная скульптура, изготовленная из шпона светлого дерева, спираль, поднимающаяся от пола к потолку. Это работа ирландца Джозефа Уолша, чья студия специализируется на создании неординарной мебели. В студии исследуют расслоение цельного на составные части. В описании работ можно встретить интересные эпитеты — «энергия удаления», «регистрация формы»: шпон в таком контексте — вполне логичный материал. Проект столь крупного масштаба — первый для Джозефа.

 

Скульптура из шпона

 

Арт-объект арт-объектом, но какое отношение он имеет к реальной жизни? Смотрим на шпон в интерьере: Magnus Celestii (большой, небесный) «оборачивает» все пространство комнаты в доме художников. Скульптура «говорит» на творческом языке взаимодействия человека и материала.

 

Magnus Celestii шпон в интерьере

 

Magnus Celestii шпон в интерьере

 

Шпон в мебели

В мебельной серии Enignum каждый предмет создан из шпона: Уолш манипулирует тонкими слоями древесины, свободно перестраивает их, раскрывает скульптурные формы и честность структуры дерева. Он показывает уникальное сотрудничество человека и материала, заключающего в себе тайну композиции.

 

 

Предметный дизайнер из Берлина Оя Яник использует шпон как покрытие, причем простроченное, в сочетании с фанерой.

 

 

Оя считает шпон инновационным материалом с уникальным потенциалом: его конструкция, состав обеспечивают и гибкость, и стабильность. Свойства шпона позволили избежать использования клея (это уже в копилку экологичности). Покрытие пока находится в разработке, но дизайнер уже уверена, что оно найдет применение не только как материал для изготовления мебели, но и будет использоваться архитекторами и транспортниками.

 

 

Англичане Splinter Works, изготовители функциональных скульптур и неординарной мебели, собрали свой настенный бар Dime из гнутого листового шпона грецкого ореха. Оригинальная идея родилась благодаря… вращающейся монетке. Заявленная функциональность на месте: за раздвижными панелями довольно крупной полусферы спрятались полки для бокалов и специальные ячейки для хранения вина.

 

 

Гнутые листы шпона использовала и Софи Киркпатрик, снабдив небольшой письменный стол Duplex Workspace Desk эдаким капюшоном, позволяющим спрятаться от окружающих, когда необходимо сосредоточиться. Пока что стол, в отличие от бара, лишь концепт. Пустить его в серию желающих не находится: вполне вероятно, что он так и перейдет в разряд арт-объектов.

 

Стол с капюшоном

 

Фанера в мебели

Алехандро Эстрада из Гватемалы разработал кресло Pipo Chair, состоящее из 2-х листов многослойной фанеры (новинка предназначена местной компании Piegatto). Фанера обладает гибкостью и удивительно прочна. Дизайнер воспользовался ее свойствами, разделил листы на 29 полос, склеив из них мебельную скульптуру — эргономичную, устойчивую и потрясающе красивую.

 

 

Клееная фанера своими удивительными свойствами вдохновила и парижских дизайнеров студии Estampille 52: кресло Octave сделано из узких фанерных (береза) колец, расположенных таким образом, что создается оригинальная оптическая иллюзия причудливой формы, нисколько не мешающей мебели быть удобной.

 

 

Кресло-качалка Carnaval призвано материализовать дух знаменитых карнавалов Латинской Америки. Именно такова задумка дизайнеров студии GLID  (Буэнос-Айрес) Гуидо Ланари и Джессики Висенте, решивших создать яркий, забавный, но в месте с тем функциональный предмет мебели. Это им вполне удалось, и частичная заслуга в успехе принадлежит материалу, его податливости. Каркас кресла сделан из широкой ленты многослойной фанеры, закольцованной и изогнутой таким образом, что верхняя часть ленты играет роль спинки, а нижняя — дуг кресла-качалки.

 

Кресло-качалка из фанеры

 

Сиденье кресла-качалки выполнено из веревок, протянутых сквозь отверстия в фанере каркаса. С внешней стороны спинка выглядит, как простроченная.

 

Шпон и фанера в моде

Да! Ждем шпон и в моде: уже есть весьма оригинальные разработки. Податливость, гибкость материала вдохновляет на эксперименты с ним. В Tesler-Mendelovitch израильские дизайнеры довели шпон по мягкости до состояния ткани, после чего с ним можно было делать что угодно: сделали клатчи, ключницы, визитницы, косметички.

 

Клатчи из шпона

 

Практически одновременно с израильтянами «деревянную» сумочку создали и в Голландии: над проектом работали модный дизайнер Дэви Беккер и «промышленники» студии Qoowl. Здесь пошли другим путем: в тонком листе фанеры сделали прорези, что позволило сумочке увеличиться до нужных дамам размеров.