Удачный интернет-шопинг возможен, если покупатель обладает определенным мастерством и знает не такие уж сложные правила. Судя по статистике, правила эти знакомы многим: 30 % женщин и 35 % мужчин совершает покупки в Сети. Та же статистика говорит нам, что правила интернет-шопинга известны не всем: чего уж проще — заказать давно знакомые продукты, тем не менее еда занимает скромную третью строчку со своими 22 % против лидерских 31 % одежды и обуви.
Покупки в интернет-магазинах отнимают значительно меньше времени, чем в магазинах реальных, хотя бы потому, что не приходится покидать дом или офис: отовариться легко даже в обеденный перерыв. Однако это преимущество исчезает, если недоуменно смотреть в монитор и в течение 50 минут так и не найти форму регистрации (то же, что в пробке отстоять). Между тем, покупки должны сопрягаться с удовольствием. Расскажем, как этого достичь.
Внимательность
Внимательность важна, поскольку Интернет хитер, а интернет-дельцы еще хитрее: опасность «нахватать» лишнего подстерегает перманентно. Не торопитесь с оформлением заказа: в хороших интернет-магазинах обязательно есть опция «Желаемые покупки», «Добавить в избранное», «Сравнить» или нечто подобное. Воспользуйтесь ею — прежде чем оплачивать, немного подумайте, нужно ли вам это все.
Почему только в хороших магазинах так чудесно? Любой грамотный маркетолог знает про синиц и журавлей: гораздо мудрее дать покупателю возможность отказаться от лишнего еще на этапе выбора, чем потом возиться с возвратами; гораздо выгоднее понравиться покупателю, чтобы он пришел еще раз и рекомендовал магазин своим друзьям, чем «нахлобучить» его по-полной и больше никогда не увидеть. Плохой магазин на то и плохой — там знать не знают, зачем им вообще маркетолог (или даже кто это такой).
Внимательность нужна и при изучении выбранного. Далеко не везде полная информация о товаре или ссылки на эту информацию есть на странице корзины: изучите карточку товара до его приобретения.
Регистрация
Самое скучное в интернет-шопинге — регистрация. Явки/пароли, заполнение множества полей «сводят скулы» покупателя: пароль ведь надо еще и запомнить или куда-то записать, а нужно ли это все, если больше никогда не придешь… и здесь многие пасуют, предпочитая отправиться за покупками в офлайн. Между тем, опция заказа без регистрации предусмотрена почти во всех интернет-магазинах, но ее не выставляют напоказ, рассчитывая на регистрацию (вот уж странно, что им нужно — продажи или регистрация?). Просто найдите эту опцию. Может быть, она где-то в конце страницы — бледная и неприглядная. Идеальный магазин — магазин, предоставляющий возможность входа посредством учетных записей в социальных сетях: это архиудобно.
Банковская карта
Банковская карта — самый удобный и быстрый способ оплаты. Не бойтесь его применять. Понятно, что много разговоров о мошенниках, но как раз оплата в интернет-магазинах защищена хорошо. Большинство банков предлагают своим клиентам двойную защиту посредством одноразовых кодов, присылаемых в SMS-сообщениях. Кроме того, подключить возможность оплаты в Интернете можно непосредственно перед этой самой оплатой, а после нее — сразу отключить (эти действия лишние, но если очень уж страшно, то они успокоят полностью). Единственно, где надо быть по-настоящему осторожным, это в приобретении подписных товаров с ограниченным сроком действия (например, софт): зачастую при оформлении там уже стоят галочки на продление, а оно может быть вовсе ненужным; если галочку не снять, через год (или любой другой установленный срок) оплата пройдет автоматически. Сейчас количество таких случаев уже исчезающе мало, но лучше об этом знать.
Рассылка
Рассылка — добро и зло одновременно. Добросовестные продавцы ее предлагают, недобросовестные — навязывают, не спросясь (подписывают на автомате). Когда предлагают, соглашайтесь: вы будете узнавать вовремя о скидках и распродажах. Ничего другого хороший магазин вам не пришлет. Что касается навязывающих… мы бы вообще от них сбежали, поскольку неизвестно, зачем они прячут столь простую и полезную опцию: может быть, у них 100500 «партнеров» и от всех посыпется спам.
Терминология
Терминология — это то, что нужно знать, дабы не смотреть по 50 минут в монитор, не понимая, чего от вас хотят. Многие пишут на русском, но бывает, что «умничают», обилием аббревиатур приводя в замешательство даже заядлых интернет-шопоголиков.
PAN — это Primary Account Number. От вас, всего-навсего, нужен номер банковской карты.
CVV/CVC — это Card Verification Value/Card Verification Code, защитный код, размещенный на оборотной стороне карты.
Проверка
Прежде чем нажать «Оплатить», хорошенько исследуйте свои покупки. Случайности бывают разными: проверка избавит вас от приобретения платья размера на три больше или билетов в цирк на дату утреннего вылета в Чикаго. Случайные ошибки, они только того и ждут, когда же их совершат. На проверку уйдет максимум пара-тройка минут (если, конечно, вы не купили все, что есть во вместе взятых ГУМ и ЦУМ), но они избавят вас от гораздо больших потерь. Не помешает проверить и указанный адрес доставки.
Скрытое
И снова понадобится внимательность, чтобы обнаружить все скрытое. Согласно статистике, наибольшее количество отказов от уже доставленных из интернет-магазина товаров связано с неосведомленностью покупателя об условиях доставки. К сожалению, это ничему не учит владельцев магазинов или сайтостроителей, верстающих эти магазины и наполняющих их контентом. Почти все по-прежнему продолжают публиковать свои «уникальные торговые предложения» в виде бесплатной доставки, забывая указывать, что бесплатна только та доставка, где не задействованы профильные службы и курьеры. В лучшем случае эти сведения можно найти на странице «Доставка», в худшем — вообще почти невозможно найти (но где-то на сайте они есть — прописаны мелкими буквами). Найдите условия доставки, чтобы убедиться, что не заплатите в два раза больше, чем стоит сам товар.
Еще один момент, скрываемый от глаз покупателей, — комиссия при оплате каким-либо способом. Отыщите условия оплаты и убедитесь, что с вас не вычтут лишнего. Кстати, этот поиск еще и полезен: бывает, дают скидку на товар при использовании того или иного способа оплаты.
Эти правила, согласитесь, выполнять нетрудно, а эффект замечательный: интернет-шопинг действительно станет удовольствием, а не только способом сэкономить время.