Все верно: Лорен Стамп создает картины не на стекле, не под стеклом, а конкретно картины из стекла. Стамп не изобрел вечного двигателя, сенокосилку, яйцерезку, электромобиль в мир не принес, зато постоянно наполняет его красотой. Красота – категория эстетическая, практической пользы от нее не дождешься: на хлеб не намажешь, от дождя не защитит, в качестве кладовки для редко используемых вещей тоже не пригодится. Однако совершенное чувство удовлетворения, получаемое от объекта при наблюдении за ним, несравнимо с радостью обладания утилитарным предметом, пусть даже самым полезным. Вот так прямо – бац… и в самое сердце! Куда там осетровой икре или какому-нибудь новейшему шедевру молекулярной кухни, рассматриваемому лишь под микроскопом.
Таковы миниатюрные, хрупкие, чуточку даже опасные в своей хрупкости картины из стекла калифорнийца Лорена Стампа — стеклодува и художника по стеклу, известного своим виртуозным владением техниками Millefiori и Murrine. Начав в 1990-х годах свою карьеру простым оформителем витражей, Стамп через 3 года обнаружил в себе влечение к работе со стеклом. И не одно влечение, а и способность виртуозно обращаться с расплавленным тонким материалом. Льющееся стекло — невероятно красивое зрелище, любоваться им можно бесконечно…
Картины из стекла в технике Миллефиори
Эту особенность еще в дофиникийский период подметили обожающие красоту вездесущие итальянцы, примерно в VIII веке начавшие отливать стеклянные изделия с декоративными узорами. Название для них было придумано соответствующее, отражающее тяготение к роскоши в традиционном итальянском духе: тысяча цветов — миллефиори. Суть техники заключается в выдувании длинных тонких палочек из разноцветных кусков стекла определенной формы, соединенных в определенной последовательности. Чтобы создать изделие в технике миллефиори, палочки комбинируют в нужном порядке и спаивают друг с другом.
Картины из стекла в технике Муррино
Еще более древняя техника, известная еще римлянам в пору их расцвета, заключается в производстве мозаичного стекла с узором в поперечном сечении. Разноцветные стеклянные палочки сплавляются в специальной печи, чтобы получилась тонкая «колбаса». Затем ее нарезают колечками и… не едят, а любуются картинами из стекла. Ими можно не только любоваться, но и использовать в качестве украшений (кулоны, серьги и т. д.).
Процесс создания картин в технике Муррино весьма трудоемкий: для изготовления каждой детали используют сотни стержней из стекла определенных цветов. Красота, в самом деле, неописуемая, и каждый «ломтик» в точности повторяет узор остальных.
Цветы, портреты, библейские персонажи – для художника нет ничего невозможного. В своих произведениях он искусно использует бесконечную глубину трехмерности, строго ограничивая ее двухмерным срезом. Черты Кортеса переданы с безукоризненной точностью и «Мадонна в гроте» да Винчи выглядит как на оригинале.
Остается только восхититься таким искусным преподнесением красоты, чью формулу каждый выводит сам…
Потрясающие своей натуралистичностью работы Стампа выставлены в нью-йоркском музее гранулирования стекла, в израильском историко-археологическом музее Эрец, в мацусимском Музее стекла Кёхея Фудзиты и известны во всем мире.
Автор текста: Татьяна Бащенко.