Адаптация к детскому саду затянулась? Родителям пора к психологу

Рано или поздно ребенку приходится сталкиваться с новыми условиями и людьми, будь то посещение дошкольного учреждения, расширение круга знакомых или периодические визиты в кружки и студии для дошколят. К изменениям нужно привыкнуть. Далеко не каждый ребенок способен сделать это быстро. Число малышей, испытывающих трудности с адаптацией, не уменьшается.

 

Ребенок не хочет в детский сад

 

Роль привязанности

Средоточие мира для младшего дошкольника — мама. Отношения с матерью всегда эмоционально окрашены. Эмоции — залог построения привязанности с матерью, а привязанность — основа того или иного поведения малыша. В первые годы жизни привязанность определяет развитие ребенка. Лишение связи с дорогим человеком провоцирует тревожное мироощущение, выражающееся плачем, агрессивностью, непослушанием, психосоматическими реакциями (у всех по-разному), а отношения с воспитателем еще только предстоит построить.

Тревожные мамы, в дошкольном учреждении доверяя ребенка по сути постороннему человеку, эмоционально сообщают малышу о своих страхах, о том, что стоит чего-то опасаться. Малыш может воспринять это как сигнал о небезопасности, о том, что новые взрослые не очень хороши.

 

Тревожная мама - тревожный ребенок

 

Тревога сейчас или постоянно

Беспокоиться по поводу разных событий в жизни нормально и даже полезно. Это повышает работоспособность, ответственность, скорость принятия решений. Тревога матери из-за краткого расставания с ребенком носит скорее сиюминутный характер. Если женщина не чувствует себя полностью спокойной, испытывает некоторое напряжение, нервничает, ей не по себе в конкретный момент времени — все это говорит о текущей реакции на событие. Когда мама склонна воспринимать весь мир враждебным — вот что опасно. Признаки высокой личностной тревожности постоянного характера:

  • переживания из-за пустяков,
  • отсутствие удовлетворения собственной жизнью и собой,
  • ощущение небезопасности,
  • быстрая утомляемость,
  • замедленное принятие решений и др.

Определить уровень беспокойства и подсказать, что с этим делать, может психолог. Если адаптация ребенка к новому окружению затягивается, он со слезами и неохотой отправляется по утрам в детский сад, а мама все больше переживает из-за этого, есть смысл в посещении специалиста. Возможно, небольшая коррекция требуется именно родителям, а не малышу.

 

Отправляйтесь на прием вдвоем — семейной парой.

 

Выбор тактики

Оптимальный вариант — визит к специалисту, работающему в детском учреждении, куда каждый день отправляется малыш в поисках социализации. Направлений работы у психологов много — на какие процедуры соглашаться, какой результат ожидать?

Любому этапу предшествует диагностика. Она заключается в ответах на вопросы, описании изображений, создании рисунков, схем, записей. Это важная стадия — по результатам психолог предложит терапию. Итогами первого шага вы можете поинтересоваться сами. Сотрудничество с психологом будет строиться в рамках консультирования. Поинтересуйтесь, работает ли специалист с арт-терапевтическими методиками или занятиями изобразительным искусством. Наряду с другими выбирайте сеансы совместного рисования, когда в создании одного рисунка участвуют оба супруга, мать с ребенком или все трое. Такие сеансы дают много ценной информации о семье: от характеристик манеры поведения до скрытых затруднений и способов преодоления препятствий.

Работайте вместе над созданием позитивных установок к тому, что ребенок взрослеет, к необходимости разлук с ним и доверия педагогическому персоналу. Будьте последовательны в своих действиях, откликайтесь на изменения поведения дочки или сына одинаково быстро и спокойно. Ребенок, «считывая» эмоциональный фон родителей, убедится в безопасности, в том, что можно доверять им, а значит, и другим взрослым. Помните, что в этом помогут сочетание внимательного отношения к эмоциям малыша, последовательность и терпение.

Автор: Анна Амелина, старший психолог.

Список литературы:

1. Н. В. Искольдский. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) http://www.voppsy.ru/issues/1985/856/856146.htm
2. М. А. Василенко. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации http://www.childpsy.ru/upload/iblock/ddc/vasilenko.pdf
3. Вялкова Г. Н., Улитенко Т. В. Арт-терапия: теория и практика: Монография. – М.: Издательство «Спутник+», 2012 г, ISBN 978-5-9973-1835-2 (личная библиотека).
4. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери http://www.ya-roditel.ru/upload/files/cpecam_060712_privjazannost.pdf
5. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)/Психологические тесты под ред. А. А. Карелина, 2005 г. ISBN 5-691-00341-0(1)
6. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2724160/