Личное пространство подростка

Личное пространство — территория, где зарождаются и реализуются мысли, желания, увлечения. В подростковом возрасте наличие личного пространства необходимо как воздух. Подросток чувствует потребность отделиться от значимых взрослых, но не способен этого сделать, находясь в непрерывном контакте с близкими людьми. На языке взрослых это потребность в уединении. Без удовлетворения этой потребности невозможно сформировать личностный стержень. Подростку для формирования своего пространства нужны три вещи: личная территория, личный предмет (инструмент, техника) и независимое волеизъявление.

Личная комната

Взрослые любят говорить, что их дом — крепость. Среднестатистический подросток не обладает своим жильем, но «крепость» ему тоже нужна. В своей комнате ребенок проявляет скрытые желания, самореализуется и просто «валяет дурака». Всё как у взрослых, но с меньшей долей ответственности. Важны не конкретные действия подростка за закрытой дверью, а возможность что-то делать без родительского присмотра. Небольшой мир начинается с выбора обоев для стен, расстановки мебели, установки гаджетов и прочих мелочей. Яростные протесты возникают не из-за критики некрасивых обоев или расставленной не по фен-шую мебели, а из-за посягательства на пространство личной комнаты. Период взросления сопровождается всяческими размышлениями над совершенными действиями и переживаниями по поводу нового опыта. Размышлять спокойней и безопасней в уединенном месте.

 

 

Ноутбук или планшет

Зацикленность на виртуальном общении — основной предлог для критики бунтующего подростка. С родительской точки зрения выходит так, что интернет портит их ребенка, делая его агрессивным, нервозным и необщительным. Но в референтной среде отсутствие аккаунта в социальной сети воспринимается как отсталость или чрезмерная инаковость. Доступ к сети — возможность реализовать себя в среде сверстников и единомышленников. Это те группы по интересам, куда родительскому взгляду нет доступа. Многих родителей страшит сам факт недоступности к личному пространству своего ребенка, а не его увлечения. Любыми кризисными переживаниями, стимулированными социальными сетями, подросток поделится с родителями лишь тогда, когда они будут готовы услышать.

 

 

Свобода мышления

Свобода, любовь, счастье и другие пафосные абстрактные понятия постепенно осмысливаются в подростковом возрасте. Это момент самоопределения и попытки посмотреть на мир с противоположных сторон. Наиболее распространенные посягательства на свободу мышления: родительские нравоучения, попытки допросить ребенка о его желаниях и мыслях, «вбивание в голову» подростка семейных стереотипов и представлений об успешной жизни. Ментальная агрессия родителей провоцирует контрагрессию подростка. Множество бессмысленных противостояний и конфликтов происходит на фоне посягательств на свободу мышления. Даже интеллектуально не развитый ребенок будет защищать свое личное пространство с помощью упрямства, словесной ругани или просто хлопать дверью своей комнаты.

 

 

Признаки защиты подростком личного пространства:

  • непривычно повышенная агрессивность;
  • демонстративное игнорирование любых родительских требований и просьб;
  • уединение во время обсуждения конфликтных семейных тем.

Любая выходка подростка, связанная с личным пространством, не сиюминутный каприз, а хотя бы частично осмысленное действие или поступок.

Автор: Tantser

От редактора: Перечисленные признаки свидетельствуют о защите личного пространства, когда ребенок абсолютно здоров, в том числе визуально. Если у подростка зрачки с булавочную головку, он бледен, почти не ест, «выпадает» из реальности, перестал учиться или хотя бы делать вид, что учится, непривычно повышенную агрессивность следует расценивать (исключив предварительно влюбленность, не относящуюся, правда, к зрачкам, но зато заставляющую терять аппетит, «выпадать», «забить» на учебу) как дополнительный признак худшего — наркомании, дурной компании и прочих «прелестей» социума. Будьте внимательны по отношению к детям. Их надо слышать, а не просто слушать.